Австралия

Конституция Австралии

Конституция Австралии (англ. Constitution of Australia) — основной закон Австралии, согласно которому правительство Союза осуществляет управление государством. Конституция Австралии включает в себя несколько документов. Наиболее важным является Конституция Австралийского Союза. Конституция была одобрена на референдумах, прошедших в стране в 1898—1900 жителями австралийских колоний, и закреплена Конституционным Актом Австралийского Союза 1990 года, который официальным являлся Актом Парламента Великобритании.

Королевское одобрение было подписано королевой Викторией 9 июля 1900 года, после чего конституция приобрела силу закона. На территории Австралии конституция вступила в силу с 1 января 1901 года. Несмотря на то, что первоначально конституция закрепляла широкие права за Парламентом Великобритании, в настоящее время Австралия является независимым государством и парламент Великобритании не имеет права изменить Конституцию. Изменения могут быть произведены только после референдума, проведённого на территории Австралии. Письменный патент, выдаваемый короной на утверждение Австралийских министров, также является частью Конституции.

Кроме того, некоторые дополнительные акты и документы имеют конституционное значение на территории Австралии. Среди этих документов — Вестминстерский статут 1931, в его редакции принятой на территориях всех стран Содружества, известной как Вестминстерский статут в редакции 1942 года, а также Австралийский Акт 1986 года, который был одобрен Парламентами всех Австралийских штатов, австралийским федеральным парламентом и Парламентом Великобритании. Все эти акты, объединённые вместе, работают в основном для обеспечения независимости Австралии и ограничения влияния на её жизнь и политику со стороны политических институтов Великобритании. Несмотря на то, что Елизавета II является в одном лице королевой Великобритании и Австралии, её власть и влияние осуществляется совершенно по-разному на территории двух стран.

Поправки в Конституцию принимаются двумя палатами парламента абсолютным большинством голосов, после чего они выносятся на референдум в каждом штате и считаются принятыми, если их поддержало большинство штатов и, в целом, большинство избирателей Австралии. Затем поправки передаются на королевское одобрение.

В целом система источников права в Австралии выглядит следующим образом:

1. Федеральная Конституция и конституции штатов. Как это ни парадоксально, но далеко не все даже важные конституционные принципы закреплены в этих писаных актах. Некоторые из них подразумеваются: например, принцип разделения властей вытекает из структуры Конституции Союза, в том смысле, что она состоит из отдельных глав о парламенте, исполнительной и судебной властях.

2. Законодательство Союза и штатов.

3. Английское законодательство, применяемое в Австралии.

4. Акты, принятые в порядке делегированного законодательства, – результат процесса создания преимущественно административных правил под контролем парламента. У парламента не всегда есть время для того, чтобы уделять внимание всем необходимым деталям, поэтому достаточно обыденным является то, что его актом полномочия по созданию таких предписаний делегируются губернатору или генерал-губернатору.

5. Судебные прецеденты – результаты судебных процессов в судах Австралии.

Помимо перечисленных, могут быть и другие источники, способные повлиять на принятие судами решений и на поведение граждан, но не имеющие такой же силы, как источники права, названные выше.

6. Международные договоры.

7. Конституционные соглашения – традиционно соблюдаются даже несмотря на то, что данные правила не выражены в писаных актах и не подлежат судебной защите. От них можно уклониться, когда этого требует политическая целесообразность. Эти правила играют важную роль в регулировании публичной власти Австралии, особенно взаимоотношения между парламентом и правительством, а также между различными правительственными подразделениями. Соглашения регулируют сферы, не охваченные писаными правилами, либо определяют практическое действие писаных правил, установленных законом либо судом.

8. Решения судов, не входящих в судебную систему Австралии, в том числе решения международных судов и судов других стран, в той степени, в какой суды Австралии могут их применять.

9. Доктринальные труды. Иногда суды принимают их во внимание в качестве комментария положений закона, но практически они не имеют большого значения в странах общего права.

10. Административные решения, вынесенные по конкретному спору в основном между гражданином и правительством. Их значение как источника права невелико, так как они не применяются в последующих решениях. Иногда административные акты могут содержать упоминание о том, что какие-то решения, возможно, последуют в будущих административных актах, но это не означает, что они будут применяться в дальнейшем, подобно судебному прецеденту.

11. Обычаи делового оборота принимаются во внимание судами, но далеко не во всех случаях.

12. Обычаи коренных жителей (аборигенов) также следует считать источником права.

Полномочия монарха согласно Конституции Австралии осуществляются генерал-губернатором в качестве представителя монарха. По Конституции полномочия генерал-губернатора определяются монархом, который его назначает. То, что такие назначения в настоящее время осуществляются монархом только с согласия австралийского премьер-министра, является конституционным соглашением.

В Австралии нет законодательного требования, чтобы генерал-губернатор был австралийским гражданином. Также отсутствуют какие-либо возрастные ограничения для занятия данной должности. Срок полномочий генерал-губернатора не определен: он осуществляет свои полномочия, «пока это угодно Королеве» (ст. 2 Конституции). Однако в соответствии с конституционным соглашением генерал-губернатор занимает свою должность в течение пяти лет, но может быть смещен королевой, которая осуществляет данное право по совету премьер-министра.

Полномочия представителя королевы по Конституции разделены на те, которые он осуществляет самостоятельно, и те, которые осуществляются «Генерал-губернатором в Совете». Последнее в соответствии со ст. 63 Конституции означает действия генерал-губернатора с согласия Федерального исполнительного совета, то есть министров. К ним относятся, в частности, назначение выборов в Палату представителей, учреждение министерств, назначение и смещение судей Высокого суда и других федеральных судей.

Полномочия, которые осуществляет генерал-губернатор самостоятельно, – это узкий круг резервных полномочий Короны, когда отсутствуют какие-либо юридические требования действовать по совету министров. В таких случаях генерал-губернатор может действовать по своему усмотрению. Он может консультироваться по поводу осуществления своих полномочий с другими лицами, не являющимися министрами (например, с судьями Высокого суда или членами парламентской оппозиции <*>). Генерал-губернатор может действовать вопреки мнению министров или без их согласия в случае роспуска Палаты представителей, одновременного роспуска двух палат, назначения и смещения премьер-министра. Однако реализация данных полномочий «ограничена» возможностью смещения генерал-губернатора монархом по требованию премьер-министра.

Участие генерал-губернатора в законодательном процессе заключается в следующем: после прохождения через обе палаты парламента законопроект представляется генерал-губернатору на королевское одобрение. Он объявляет о своем одобрении или неодобрении законопроекта от имени королевы либо может отложить принятие законопроекта до ее одобрения. Генерал-губернатор также вправе возвратить предложенный законопроект в соответствующую палату и предложить любые поправки.

Полномочие генерал-губернатора отказывать в одобрении законопроекта, прошедшего через парламент, – лишь формальность. Конституционное соглашение, согласно которому генерал-губернатор действует по совету министров, эффективно гарантирует, что согласие будет получено. Это полномочие используется для устранения технических ошибок в законопроекте.

Подробнее: В.А. Виноградов Основы конституционного строя Австралии

Category: Австралия, Океания

Last articles