Конституция Буркина Фасо (1991)

Принята на Референдуме 2 июня 1991 года

Пересмотрена законами:

Перед вступлением в должность избранный Президент дает следующую клятву перед Конституционным Советом: «Я клянусь перед буркинийским народом охранять, уважать и защищать Конституцию и законы, использовать любые средства, чтобы гарантировать справедливость всем жителям БуркинаФасо».

В течение процедуры формирования Правительства Президент Конституционного Совета получает от Президента БуркинаФасо письменную декларацию о его имущественном состоянии.

Статья 45

Закон предусматривает гражданские обязанности для Президента БуркинаФасо. Он возглавляет службу выплат содержания в пользу бывших президентов.

Статья 46

Президент БуркинаФасо определяет и отменяет полномочия Премьер-министра. Премьер-министр может уйти в отставку по собственному желанию либо по усмотрению Президента в высших интересах нации.

По рекомендациям Премьер-министра Президент назначает других членов Правительства, а также отменяет их полномочия.

Статья 47

Президент БуркинаФасо возглавляет Совет министров. Премьер-министр его замещает в случаях, предусмотренных действующей Конституцией.

Статья 48

Президент БуркинаФасо промульгирует закон через двадцать один день и передает Правительству окончательно принятый текст. Этот срок сокращается до восьми дней в случае неотложности, объявленной национальной Ассамблеей.

Президент БуркинаФасо может в течение срока промульгации требовать второго слушания закона или некоторых статей. Это требование не может быть отклонено. Процедура повторного слушания замедляет срок промульгации.

Если промульгация не произошла в надлежащие сроки, закон автоматически вступает в силу после постановления Конституционного Совета.

Статья 49

Президент БуркинаФасо может после подписания Премьер-министром и Президентом Национальной Ассамблеи поставить на референдум любой проект закона, касающийся национальных интересов.

Статья 50

Президент БуркинаФасо в праве после обсуждения с Премьер-министром и Президентом Национальной Ассамблеи вынести решение о роспуске Национальной Ассамблеи.

Статья 51

Президент БуркинаФасо общается с Национальной Ассамблеей лично либо посредством сообщений, которые зачитываются Президентом Национальной Ассамблеи. Кроме очередных сессий, Национальная Ассамблея созывается специально по этому поводу.

Статья 52

Президент БуркинаФасо является Главнокомандующим национальных Вооруженных сил. На этом основании он возглавляет Высший Совет безопасности. Он назначает заместителя руководителя Вооруженных сил.

Статья 53

Президент БуркинаФасо является президентом Верховного Совета магистратуры.

Статья 54

Во власти Президента БуркинаФасо находится право помилования. Он предлагает к рассмотрению законы об амнистии.

Статья 55

Президент БуркинаФасо назначает на посты Высшего гражданского и военного управления, также как и на посты на предприятиях и компаниях стратегического характера, определяющихся законом. Он назначает Послов в иностранные государства и международные организации.

Иностранные послы и Чрезвычайные послы аккредитуются Президентом.

Он назначает Главного Канцлера буркинийского правительства.

Статья 56

Закон определяет другие посты, которые назначаются Советом Министров, но при этом сохраняются условия, в которых полномочия назначения на должность президента выполняются.

Статья 57

Действия Президента БуркинаФасо, кроме действий, предусмотренных статьями 46, 49, 50, 54 и 59, скреплены подписью Премьер-министра, а в случае необходимости – министрами, которые имеют к этому отношение.

Статья 58

Президент БуркинаФасо издает указ, после обсуждения на Совете Министров, о чрезвычайном или осадном положении.

Статья 59

Когда основные законы БуркинаФасо, независимость нации, территориальная целостность или исполнение долговых обязательств серьезно и непосредственно подвергаются опасности и/или постоянная деятельность государственной конституционной власти прервана, Президент БуркинаФасо принимает соответствующие меры, исходя из создавшихся обстоятельств, после обсуждения на Совете министров, после правительственных совещаний Президентов Национальной Ассамблеи и Конституционного Совета. Он информирует об этом народ в своем обращении. Ни в коем случае он не имеет права призывать на помощь иностранные военные силы для вмешательства во внутренний конфликт. Национальная Ассамблея созывается на внеочередную сессию и не может быть распущена во время чрезвычайного положения.

Статья 60

Президент БуркинаФасо может делегировать некоторые свои полномочия Премьер-министру.

РАЗДЕЛ IV. О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

Статья 61

Правительство является исполнительным органом.

Оно представляет государство и политику нации. На этом основании Правительство обязательно принимает участие:

  • в проектах международных соглашений;
  • в проектах и предложениях законов;
  • в проектах текстов регламентов.

    Оно руководит государственными органами, силовыми структурами и безопасностью.

    Статья 62

    Правительство отвечает перед Парламентом по вопросам и следуя процедурам, предусмотренным настоящей Конституцией.

    Статья 63

    Главой Правительства является Премьер-министр. На этом основании он руководит и координирует правительственными действиями. Он отвечает за исполнение национальной политики защиты, определенной Президентом БуркинаФасо.

    Премьер-министр наделен распорядительной властью: обеспечивает исполнение законов, назначает на государственную и военную службы, кроме тех назначений, которые находятся в компетенции Президента БуркинаФасо.

    Статья 64

    Премьер-министр председательствует в Совете министров в силу своих полномочий и по определенному распорядку дня.

    Статья 65

    Премьер-министр устанавливает полномочия членов Правительства. Эти полномочия принимаются постановлением Совета министров.

    Статья 66

    Действия Премьер-министра, в случае необходимости, скреплены подписями членов правительства, наделенными их исполнением.

    Статья 67

    Премьер-министр может делегировать некоторые свои полномочия на членов Правительства.

    Статья 68

    Члены Правительства несут ответственность за управление соответствующими департаментами перед Премьер-министром.

    Статья 69

    С отставкой Премьер-министра служебные обязанности других членов правительства прекращаются автоматически. В этом случае члены правительства передают свои текущие дела до формирования нового правительства.

    Статья 70

    Служебные обязанности членов правительства противоречат использованию парламентского мандата, любой оплачиваемой профессиональной деятельности, профессиональным представительским функциям.

    Однако, осуществление профессиональных представительских функций международного уровня возможно, но с предварительного согласия правительства.

    Статья 71

    Каждое лицо, призванное к исполнению министерских функций, обязательно пользуется правом открепления или временным прекращением трудового контракта.

    Статья 72

    Члены правительства не должны подвергаться ситуациям, провоцирующим конфликты между служебными обязанностями и личными интересами.

    Статья 73

    В течение срока своих должностных обязанностей члены правительства не имеют права прямой или косвенной покупки или аренды того, что принадлежит Государству. Закон предусматривает случаи, когда он может быть нарушен.

    Члены правительства не могут принимать участия в торгах, проводимых администрацией или подведомственными государственными учреждениями, или быть подвержены их контролю.

    Статья 74

    Никто из членов правительства не имеет права ни извлекать выгоду из своего служебного положения, ни пускать в ход прямо или косвенно личную информацию, которая ему сообщалась.

    Статья 75

    Положения Статьи 73 применимы к членам правительства в течение последующих 6 месяцев после окончания срока их полномочий.

    Положения Статьи 74 остаются в силе в течение двух последующих лет после окончания срока их полномочий.

    Статья 76

    Каждый член Правительства ответственен перед Высшим Судом за преступления и правонарушения, совершенные им при исполнении своих полномочий.

    Статья 77

    С момента начала действия полномочий и до их завершения члены Правительства обязаны предоставлять перечень своего имущества Конституционному Совету.

    Это обязательство распространяется на всех председателей комитетов, признанных Конституцией, а также на других личностей, список которых определяется законом.

    РАЗДЕЛ V. О ПАРЛАМЕНТЕ

    Статья 78

    Парламент состоит из единственной Палаты, именуемой «Национальная Ассамблея».

    Статья 79

    Члены Национальной Ассамблеи называются «депутатами».

    Статья 80

    Депутаты избираются всеобщим прямым, равным, тайным голосованием.

    Любой гражданин, избранный депутатом, в случае надобности должен пользоваться правом открепления или временного прекращения контракта.

    Статья 81

    Срок полномочий депутатов составляет пять лет.

    Статья 82

    Закон устанавливает:

  • избирательные ограничения;
  • число мест и их распределение по округам;
  • способ голосования;
  • условия выборов и перевыборов в случае вакансий, а также невозможность быть избранным из-за несовместимости исполняемых обязательств;
  • депутатский статус и сумму вознаграждения.

    Статья 83

    Нельзя приступать к частичным выборам в последней, третьей части легислатуры.

    Статья 84

    Национальная Ассамблея вотирует закон, устанавливает налоги и контролирует деятельность правительства в соответствии с положениями настоящей Конституции.

    Статья 85

    Любой императивный мандат считается недействительным.

    Все депутаты имеют решающий голос. Право голоса депутатов личное. Однако делегирование голосования разрешено, когда отсутствие депутата оправдано. Законно никто не может получить для одного голосования более одного делегированного голоса.

    Статья 86

    Каждая вновь избранная Ассамблея избирает свих членов, несмотря на контроль правомерности, осуществляемый Конституционным Советом.

    Она учреждает свою внутреннюю регламентацию.

    Статья 87

    Ассамблея обязательно собирается каждый год на две очередные сессии. Продолжительность каждой не должна превышать девяносто дней. Первая сессия открывается в первую среду марта, а вторая – в последнюю среду сентября. Если первая среда марта или последняя среда сентября выпадает на праздничные дни, сессия открывается в следующий рабочий день.

    Статья 88

    Ассамблея собирается на внеочередную сессию по созыву своего Председателя, по просьбе Премьер-министра или же по абсолютному большинству депутатов по определенной повестке дня. Внеочередная сессия закрывается по исчерпании повестки дня.

    Статья 89

    Заседания Ассамблеи публичны. Тем не менее, Ассамблея может собраться и за закрытыми дверями в случае необходимости.

    Статья 90

    Помимо форс-мажора, установленного Конституционным Советом, все заседания Ассамблеи действительны, только если они проходят в Парламенте.

    Статья 91

    Председатель национальной Ассамблеи избирается на срок легислатуры абсолютным большинством в первом туре, простым большинством – во втором туре.

    Статья 92

    В случае, если пост председателя Ассамблеи вакантен по причине смерти, отставки либо по какой-то иной причине, Ассамблея избирает нового Председателя на условиях, определенных статьей 91.

    Статья 93

    Ассамблея обладает финансовой независимостью. Ее Председатель распоряжается кредитами, которые ему предоставлены по роду его деятельности. За это он несет ответственность перед Ассамблеей За допущенную ошибку он может быть отстранен от управления абсолютным большинством Ассамблеи.

    Статья 94

    Каждый депутат, занимающий высокий пост, имеет в Ассамблее заместителя. Перечень высоких постов определяется законом.

    Если он прекращает исполнять свои обязанности не позднее конца середины легислатуры, он может снова занять свой пост. Позднее этой даты он может снова занять пост только в случае, если он вакантен по причине смерти или отставки заместителя.

    Статья 95

    Никто из депутатов не может преследоваться, разыскиваться, задерживаться, заключаться под стражу или осуждаться по причине высказывания своих взглядов или голосования во время исполнения своих служебных обязанностей.

    Статья 96

    Кроме случаев явного правонарушения депутат может быть преследуем и задержан по делам о проступках и преступлениях только с согласия как минимум трети членов Ассамблеи на сессии или в комитете Ассамблеи за пределами сессии.

    РАЗДЕЛ VI. О ВЗАИМНЫХ СФЕРАХ ЗАКОНА И РЕГЛАМЕНТА

    Статья 97

    Предложения и проекты законов обсуждаются на Совете министров перед подачей в комитет Национальной Ассамблеи.

    Статья 98

    Народ инициирует законы путем прошения, основанного на предложении, составленном и подписанном как минимум пятнадцатью тысячами (15 000) граждан, имеющих право голоса, предусмотренное законом.

    Предложение подается в комитет Национальной Ассамблеи.

    Право исправления принадлежит депутатам и правительству, каким бы ни был текст оригинала.

    Статья 99

    Постановление – это акт, подписанный Президентом БуркинаФасо после решения Совета министров, в области закона и в случаях, предусмотренных статьями 103, 107 и 119 настоящей Конституции. Оно вступает в силу с момента своей публикации.

    Статья 100

    Простой указ – это акт, подписанный Президентом БуркинаФасо или Премьер-министром и скрепленный подписями одного или нескольких компетентных членов правительства.

    Указ Совета министров – это акт, подписанный Президентом БуркинаФасо и Премьер-министром после соглашения Совета министров. Он скреплен подписями одного или нескольких компетентных членов правительства.

    Статья 101

    Закон фиксирует правила относительно:

  • гражданства, политических прав, публичных свобод;
  • подчинений, связанных с необходимостью национальной защиты;
  • национальности, состояния и дееспособности человека, порядка супружеских отношений, наследования и дарения;
  • процедуры, по которой обычаи будут установлены и приведены в гармонию с фундаментальными принципами действующей Конституции;
  • детерминации преступлений и правонарушений, так же как и следующих за ними мер наказания, уголовного процесса, амнистии;
  • организации общей судебной и административной системы, положения магистратов, министерских служащих и вспомогательной юридической службы;
  • налогообложения, нормы и порядка взыскания налогов любого вида;
  • порядка денежной эмиссии;
  • избирательного порядка Национальной Ассамблеи и местных собраний;
  • национализации предприятий и трансферов собственности предприятий государственного и частного секторов;
  • создания категорий общественных предприятий;
  • чрезвычайного и неотложного положения.

    Закон определяет фундаментальные принципы:

  • охраны и защиты окружающей среды;
  • разработки, осуществления и следования национальным планам и программам развития;
  • защиты и свободы прессы и доступа к информации;
  • общей организации управления;
  • общего положения общественных функций;
  • организации и национальной защиты;
  • образования и научных исследований;
  • интеграции национальных культурных ценностей;
  • порядка собственности, действительных гражданских и коммерческих прав и обязанностей;
  • права на работу, права на профсоюз, на социальное устройство;
  • на отчуждение и управление государственным имуществом;
  • тюремного порядка;
  • взаимопомощи и сбережений;
  • организации производства;
  • порядка перевозок и сообщения;
  • свободного управления территориальными общностями, их полномочий и ресурсов.

    Статья 102

    Закон о государственном бюджете определяет на каждый год государственные доходы и расходы. Проект закона о бюджете должен предусматривать необходимые доходы на полное покрытие расходов.

    Статья 103

    Национальная Ассамблея занимается законом о госбюджете с начала открытия второй очередной сессии.

    Положения проекта могут вступить в силу путем вынесения постановления, если Ассамблея не приняла решения в шестидесятидневный срок с момента подачи проекта, и если новый бюджетный год очень близок. В этом случае правительство созывает внеочередную сессию с требованием ратификации. Если бюджет не принят голосованием к концу внеочередной сессии, он окончательно утверждается вынесением постановления.

    Если проект закона о госбюджете не был представлен в срок, чтобы за него проголосовали, и он был бы промульгирован до начала его применения, Премьер-министр требует срочно у Ассамблеи согласия на принятие бюджета прошлого года.

    Статья 104

    В процессе выполнения бюджета, если того требуют обстоятельства, правительство предлагает Парламенту внесение поправок в закон о бюджете.

    Статья 105

    Национальная Ассамблея оплачивает национальные счета, согласно порядка, предусмотренного законом о бюджете.

    Ассамблея взаимодействует со Счетной палатой, которая устанавливает и изучает все, относящееся к государственным доходам и расходам, управлению национальным казначейством, органам местного самоуправления, администрациям или учреждениям, подведомственным государству и подчиненным его контролю.

    Статья 106

    Ассамблея обязательно собирается в случае чрезвычайного положения, если в данный момент не проходит очередная сессия. Чрезвычайное положение не может быть отсрочено больше, чем на пятнадцать дней, после согласия Ассамблеи. Только Ассамблея имеет полномочия на провозглашение войны и отправку войск за границу.

    Статья 107

    Правительство может для осуществления своих программ просить у Ассамблеи согласия принять вынесением постановления в ограниченный срок необходимые меры.

    Постановления принимаются на Совете министров после принятия Конституционным Советом. Они вступают в законную силу с момента их публикации, но утрачивают силу, если проект закона ратификации не представлен Ассамблее до даты, фиксированной законом о признании правоспособности.

    По истечению срока действия, упоминавшегося в первом абзаце данной статьи, положения могут быть модифицированы только в законодательной области.

    Статья 108

    Другие материалы, зависящие от области закона, имеют регламентный характер.

    РАЗДЕЛ VII. ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ И НАЦИОНАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕЙ

    Статья 109

    Премьер-министр имеет доступ в Национальную Ассамблею. Он может поручить члену Правительства представительство в Ассамблее, а также присутствовать при обсуждениях или на комиссиях членов Правительства, советников или экспертов. Премьер-министр открыто излагает депутатам национальную ситуацию во время открытия первой сессии ассамблеи.

    За этим изложением следует обсуждение, но эти вопросы не голосуются.

    Статья 110

    Члены правительства имеют доступ в Ассамблею, в свои комиссии и консультативные органы. Они могут ассистировать советникам и экспертам.

    Статья 111

    На протяжении сессий одно заседание в неделю посвящено вопросам депутатов и ответам правительства.

    Ассамблея может обратиться к правительству с актуальными вопросами письменно, устно, с обсуждением или без.

    Статья 112

    Правительство представляет проекты законов в Национальную Ассамблею.

    Оно представляет и защищает перед ней политику правительства, бюджет государства, планы национального экономического и социального развития.

    Оно участвует в обсуждениях, касающихся ориентирования, законности, справедливости и эффективности политики правительства.

    Статья 113

    Правительство представляет Ассамблее все необходимые разъяснения по управлению и своим действиям.

    Ассамблея может учредить комиссию по расследованию.

    Статья 114

    Взаимные отношения Ассамблеи и правительства выражаются в равной степени:

  • в вотуме недоверия;
  • в вопросах доверия;
  • в роспуске Ассамблеи;
  • в процедуре парламентской дискуссии.

    Статья 115

    Национальная Ассамблея может выдвигать вотум недоверия по отношению к правительству. Вотум недоверия подписывается как минимум одной третью депутатов Ассамблеи. Чтобы быть принятым, за него должно проголосовать абсолютное большинство членов, составляющих Ассамблею. В случае отклонения вотума недоверия, подписавшиеся могут подписывать очередной вотум только по истечении года.

    Статья 116

    Премьер-министр после обсуждения с Советом министров может возложить на Национальную Ассамблею ответственность правительства по программе или по общеполитическому заявлению.

    Доверие к правительству отклоняется, если представленный текст не набирает абсолютного большинства голосов членов, составляющих Ассамблею.

    Голосование по вопросу доверия может проводиться только в течение сорока восьми часов с момента представления текста.

    Премьер-министр после обсуждения с Советом министров может возложить ответственность правительства по голосованию за текст на Ассамблею. В этом случае этот текст считается принятым, кроме вотума недоверия, представленного в последующие сорок восемь часов и поставленного на голосование в условиях, предусмотренных в вышеописанных абзацах.

    Статья 117

    Если за вотум недоверия проголосовали или доверие было отклонено, Президент Буркина-Фасо в восьмидневный срок отстраняет от должности Премьер-министра. Он назначает нового Премьер-министра согласно процедуре, прописанной в статье 46.

    Статья 118

    Распорядок дня Ассамблеи приоритетен. Обсуждение народных прошений, правительственных проектов и предложений происходит в порядке, установленном правительством.

    Однако любое предложение может быть оспорено через два месяца после принятия правительством, без присоединения к предыдущему абзацу и к статьям 121 и 122 действующей Конституции.

    Статья 119

    В случае неотложности, объявленной правительством, Ассамблея высказывается по поводу проектов законов в двухнедельный срок. По принятию закона о госбюджете этот срок увеличивается до сорока дней. Если по окончании срока за закон не проголосовали, проект закона промульгируется как постановление Президента Буркина-Фасо по предложению Премьер-министра.

    Статья 120

    Предложения и поправки относительно закона о госбюджете, представленные депутатами, недопустимы до тех пор, пока их принятие является следствием либо сокращения государственных средств, либо создания или повышения риска, если только предложения не сопровождаются увеличением доходов или эквивалентной экономией.

    Статья 121

    Если того требует правительство, Ассамблея высказывается за единственное голосование всего текста или его части, дискуссией, содержащей только предложенные или принятые поправки.

    Статья 122

    Когда Ассамблея поручает рассмотрение проекта текста комиссии, правительство может после начала дебатов противостоять рассмотрению любых поправок, которые не были предварительно представлены на рассмотрение этой комиссии.

    Статья 123

    Предложения и поправки, которые не входят в сферу закона, недопустимы. Недопустимость выносится Председателем Ассамблеи.

    В случае оспаривания, Конституционный Совет на обращение о рассмотрении Премьер-министра или Председателя Ассамблеи выносит постановление в восьмидневный срок.

    РАЗДЕЛ VIII. О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

    Статья 124

    Судебная власть доверена судьям. Она исполняется на всей территории Буркина-Фасо судебными органами в судебном и административном порядке, предусмотренном законом.

    Статья 125

    Судебная власть – гарант личных и общих свобод.

    Она осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод, определенных настоящей Конституцией.

    Статья 126

    Судебными органами судебного и административного порядка Буркина-Фасо являются:

  • Кассационный суд;
  • Государственный Совет;
  • Счетная Палата;
  • суды и трибуналы, установленные законом.

    Эти судебные органы приводят закон в действие.

    Статья 127

    Кассационный суд – это высший судебный орган судебного порядка.

    Государственный Совет – это высший судебный орган административного порядка.

    Счетная Палата – это высший судебный орган контроля государственных финансов.

    Основной закон определяет членский состав, организационную структуру, полномочия, деятельность каждого из этих судебных органов.

    Статья 128

    Закон устанавливает местонахождение, судебный округ, круг обязанностей и членский состав судов и трибуналов.

    Статья 129

    Судебная власть независима.

    Статья 130

    Представители судебной власти исполняют свои служебные обязанности только силой закона. Они являются пожизненными.

    Статья 131

    Президент Буркина-Фасо является гарантом судебной власти.

    Он поддерживается Высшим Советом Магистратуры.

    Статья 132

    Президент Буркина-Фасо – Президент Высшего Совета магистратуры.

    Статья 133

    Основной закон определяет членский состав, организационную структуру, полномочия и деятельность Высшего Совета магистратуры.

    Статья 134

    Высший Совет магистратуры вносит предложения по назначениям и распределению должностей магистратов в Кассационном суде, Государственном Совете, Счетной Палате и председателей апелляционных судов.

    Он высказывает свое мнение по предложениям, относящимся к другим назначениям на посты, Министру Юстиции.

    Прокуроры назначаются и распределяются Министром Юстиции.

    Статья 135

    Основной закон определяет статус магистратуры в соблюдении принципов, содержащихся в настоящей Конституции.

    Он предусматривает и определяет гарантии и независимость магистратуры.

    Статья 136

    Аудиенция во всех судах и трибуналах публичная. Аудиенция при закрытых дверях допустима только в случаях, предусмотренных законом.

    Решения судебных органов обоснованы, кроме случаев, где закон трактуется по-иному.

    РАЗДЕЛ IX. О ВЫСШЕМ СУДЕ

    Статья 137

    Высший суд учрежден. Высший суд состоит из депутатов, избираемых Национальной Ассамблеей после каждого обновления состава. Магистраты назначаются Председателем Кассационного Суда. Кассационный Суд избирает своего Председателя среди своих членов.

    Закон определяет организационную структуру, правила функционирования и порядок производства, применимые к нему.

    Статья 138

    В компетенцию Высшего Суда входит знание действий, совершаемых Президентом Буркина-Фасо при исполнении своих функций и определяющихся высшей изменой, посягательством на Конституцию или хищением денежных средств государства.

    В компетенцию Высшего Суда также входит осуждение членов правительства за криминальные поступки или правонарушения, совершенные при исполнении своих служебных обязанностей. В других случаях они подлежат рассмотрению по общему праву и другими судебными органами.

    Статья 139

    Предание суду присяжных Президента Буркина-Фасо голосуется четырьмя пятыми голосов депутатов, входящих в Ассамблею. Члены правительства голосуются двумя третями голосов депутатов, входящих в Ассамблею.

    Статья 140

    Высший суд взаимодействует по определению преступлений и правонарушений и определению мер наказания с действующими уголовными законами по факту совершения преступления.

    РАЗДЕЛ X. ОБ ЭКОНОМЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ СОВЕТЕ И ОРГАНАХ КОНТРОЛЯ

    Статья 141

    Учрежден экономический и социальный Совет (СЭС).

    СЭС дает свою оценку по вопросам экономического, социального или культурного характера и представляет их на рассмотрение Президенту Буркина-Фасо или правительству.

    СЭС может принимать участие в обсуждении любого проекта плана или программы, имеющего экономический, социальный или культурный характер.

    СЭС может делать анализ любой экономической или социальной проблемы. Свои выводы он представляет Президенту Буркина-Фасо или правительству.

    По просьбе Президента Буркина-Фасо или правительства, СЭС назначает одного из своих членов для изложения перед этими органами своего мнения по определенным вопросам.

    Основной закон определяет членский состав, организационную структуру и деятельность экономического и социального Совета.

    Статья 142

    Контролирующие органы создаются законом.

    Их компетенция охватывает вопросы экономического, социального и культурного характера.

    Законом определяется членский состав, полномочия и деятельность контролирующих органов.

    РАЗДЕЛ XI. ОБ ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    Статья 143

    Буркина-Фасо состоит из органов местного самоуправления.

    Статья 144

    Создание, упразднение, разделение органов местного самоуправления подчинено закону.

    Статья 145

    Закон предусматривает демократическое участие населения в свободном управлении органами местного самоуправления.

    РАЗДЕЛ XII. ОБ АФРИКАНСКОМ ЕДИНСТВЕ

    Статья 146.

  • С любым африканским государством БуркинаФасо может заключить соглашение об ассоциации или сообществе, влекущим за собой общий или частичный отказ от суверенитета.

    Статья 147

    Соглашения, посвященные вступлению БуркинаФасо в Конфедерацию, Федерацию или в Союз Африканских Государств, подчиняются воле народа путем проведения референдума.

    РАЗДЕЛ XIII. О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ

    Статья 148.

    Президент БуркинаФасо ведет переговоры, подписывает и ратифицирует международные договоры и соглашения.

    Статья 149

    Договоры о мире, о торговле, договоры, которые касаются финансов Государства и приводят к изменениям в законодательстве, относятся к гражданскому состоянию лиц, могут быть ратифицированы и утверждены только на основании закона.

    Они вступают в силу только после ратификации или утверждения.

    Статья 150

    Если Конституционный Совет, действующий согласно статье 157, заявляет, что международное обязательство предполагает нарушение Конституции, санкция на его ратификацию может быть только после пересмотра Конституции.

    Статья 151

    Договоры и соглашения, ратифицированные или утвержденные по правилам, имеют с момента публикации высшую власть законов, при условии, что каждый договор или соглашение приняты второй стороной.

    РАЗДЕЛ XIV. О КОНСТИТУЦИОННОМ СОВЕТЕ

    Статья 152

    Конституционный Совет – это орган, компетентный в конституционном и избирательном деле. Он выносит постановления о конституционности законов, положений, а также о соответствии международных договоров и соглашений Конституции.

    Он интерпретирует положения Конституции. Контролирует правильность, открытость и достоверность референдума, президентских выборов, выборы в парламент и разрешает избирательные споры. Он провозглашает окончательные результаты президентских и парламентских выборов, а также выборов в местные органы самоуправления.

    Контроль, правильность и открытость местных выборов входит в компетентность административной юстиции.

    Статья 153

    Конституционный Совет состоит, кроме своего Председателя, из трех (3) магистратов, назначенных Президентом БуркинаФасо по предложению Министра Юстиции, трех (3) представителей, назначенных Президентом БуркинаФасо, и из трех (3) представителей, назначенных Председателем национальной Ассамблеи.

    Кроме Председателя, члены Конституционного Совета назначаются единым мандатом на девять (9) лет.

    Однако, они продлеваются по трети (1/3) каждые три (3) года по условиям закона.

    Члены Конституционного Совета не могут совмещать свои функции с функциями членов Правительства или Парламента.

    Другая невозможность совмещения предписывается законом.

    Статья 154

    Конституционный Совет ведет надзор за правильностью президентских выборов. Он изучает рекламации и провозглашает результаты голосования.

    Конституционный Совет выносит решение о правильности выборов депутатов, в случае оспаривания.

    Конституционный Совет ведет надзор за правильностью проведения референдума и обнародует результаты.

    Конституционный Совет ведет надзор за соблюдением процедуры пересмотра Конституции.

    Статья 155

    Основной закон и постановления национальной Ассамблеи перед промульгацией и проведением в жизнь должны быть представлены на рассмотрение в Конституционный Совет.

    Статья 156

    Конституционный Совет также ведет надзор за соблюдением положений статьи 13 абзаца 5 настоящей Конституции политическими партиями.

    Статья 157

    Конституционный Совет подвергнут аресту:

  • Президентом БуркинаФасо;
  • Премьер-министром;
  • Председателем национальной Ассамблеи;
  • как минимум одной пятой (1/5) членов национальной Ассамблеи.

    Статья 158

    Возбуждение дела против Конституционного совета откладывает срок ратификации законов, находящихся у него на рассмотрении.

    Статья 159

    Постановление, противоречащее Конституции, не может быть промульгировано и рекомендовано к исполнению.

    Никакие решения Конституционного Совета не могут быть обжалованы. Они признаются органами государственной власти и всеми органами административной и юридической власти.

    Статья 160

    Основной закон определяет организационную структуру и функционирование Конституционного Совета и определяет порядок производства.

    РАЗДЕЛ XV. О ПЕРЕСМОТРЕ

    Статья 161

    Инициативы по пересмотру Конституции принадлежат одновременно:

  • Президенту БуркинаФасо;
  • членам Национальной Ассамблеи в большинстве;
  • народу, в случае, если одна из фракций, состоящая минимум из тридцати тысяч (30 000) человек, имеющих право голоса, подает в Национальную Ассамблею прошение с сформулированным и подписанным предложением.

    Статья 162

    Закон предусматривает применение процедуры пересмотра.

    Статья 163

    Проект пересмотра подвержен предварительной оценке национальной Ассамблеи.

    Статья 164

    Затем, проект закона выносится на референдум. Он будет считаться принятым в том случае, если за него проголосует большинство участвующих голосов.

    Затем, Президент БуркинаФасо обнародует закон по условиям статьи 48 настоящей Конституции.

    Но пересмотренный проект принимается без референдума в том случае, если поддержан тремя четвертями (3/4) голосов Национальной Ассамблеи.

    Статья 165

    Никакой проект или предложение о пересмотре Конституции не приемлемо, если это касается:

  • республиканской формы государства;
  • системы многопартийности;
  • национальной территориальной целостности.

    Никакая процедура пересмотра не может быть допущена или продлена, если речь идет о территориальной целостности.

    РАЗДЕЛ XVI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 166

    Измена Родине и посягательство на Конституцию являются самыми тяжкими преступлениями по отношению к народу.

    Статья 167

    Источником законности является настоящая Конституция.

    Вся власть, которая захватывается государственным переворотом или путчем, а не исходя из Конституции, является незаконной. В этом случае право гражданского неповиновения инкриминируется всем гражданам.

    Статья 168

    Буркинийский народ признает незаконным любое проявление личной власти. Подвержено проскрипции и любое притеснение одной народной фракции другой.

    РАЗДЕЛ XVII. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 169

    Конституция должна быть обнародована в течение двадцати одного дня после ее принятия на референдуме.

    Статья 170

    Главы Государства и Правительства наделены правом принятия необходимых мер по внедрению конституционных законов.

    Статья 171

    Президентские и парламентские выборы проходят через двенадцать (12) месяцев после принятия Конституции.

    Статья 172

    До внедрения конституционных законов, главы Государства и Правительства продолжают управлять и принимать необходимые меры по деятельности органов государственной власти, жизни нации, защите граждан и охране независимости.

    Статья 173

    Действующее законодательство применяется до тех пор, пока это не противоречит настоящей Конституции, до вступления в силу новых законов.

  • Category: Африка, Буркина Фасо
    Метки:

    Last articles